Учебник немецкого языка развивает патриотизм и уважение к культурному наследию
Учебник немецкого языка развивает патриотизм и уважение к культурному наследию
Казахстанская международная группа компаний EDU Stream совместно с международным издательством «Просвещение» разработала учебно-методический комплекс (УМК) по немецкому языку для 3-го класса школ Казахстана. Красочные иллюстрации, харизматичные и привлекательные главные герои — вот, что привлекает внимание детей и способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
В компании EDU Stream отмечают, что национально-культурные особенности и реалии Казахстана занимают важное место в разработке, что логично и интересно встроено в коммуникативную среду предмета. Это несомненно помогает развивать также у детей патриотизм, уважение к своей стране и культурному наследию.
Эксперты заявляют, что учебник положительно оценили и казахстанские педагоги, чье мнение важно в сфере среднего образования. Учебный год в самом разгаре, в связи с этим предлагаем вашему вниманию интервью с партнером EDU Stream — вице-президентом АО «Издательство «Просвещение» Викторией Копыловой.
Виктория Викторовна, расскажите, пожалуйста, об этом опыте. Что заложено в основе учебника, в чем его особенность?
Главная содержательная особенность учебника для 3-го класса по немецкому языку — его сюжетная основа. Она напрямую связана с целями и задачами, которые ставятся при изучении немецкого языка в соответствии с утверждённой в Республике Казахстан программой.
Учебник ориентирован на детей 9−10 лет. В этом возрасте им еще нравится играть и представлять себя кем-то, но в то же время ведущей деятельностью уже становится учебная. С помощью сюжета ученики осваивают основные виды речевой деятельности. Хотя структурно учебник следует поурочному планированию содержания обучения, в каждом уроке всегда есть возможность для развития основных видов речевой деятельности: говорения, письма, аудирования и чтения. При этом ведущими видами речевой деятельности считаются аудирование и чтение, на них обращается особое внимание.
В начале изучения любого иностранного языка важно сформировать фонетический навык и связанный с ним навык чтения. В нашем учебнике он формируется прежде всего на основе функционального принципа. То есть учащиеся встречаются с новыми буквами и звуками именно в тот момент, когда им нужно узнавать новые слова и фразы в рамках тематики. Этот принцип сохраняется на протяжении всего учебника.
С учетом быстро развивающихся технологий и обновляющихся знаний в профессиональную деятельность педагогов внедряются такие инструменты, как метанавыки, геймификация. Что из современных или нестандартных подходов учитывает данный УМК?
Отмечу, что для детей младшего школьного возраста одним из основных видов деятельности остается игра, несмотря на то что учебная деятельность постепенно выходит на первый план. Поэтому весь учебник пронизан играми — языковыми, сюжетно-ролевыми. Практически каждое упражнение имеет сюжетно-ролевой характер. Много заданий в рабочей тетради похожи на те, с которыми дети сталкиваются при изучении родного языка или при подготовке к школе. Этот формат предполагает большое количество иллюстраций, заданий, где нужно что-то раскрасить или соединить между собой. Всё это погружает их в интересную лингвострановедческую атмосферу.
Ещё одной важной особенностью является, безусловно, развитие метапредметных, или универсальных, компетенций, а именно: креативности, критического мышления, командной деятельности.
Учебник включает задания, предполагающие групповую или парную работу, а также задания, развивающие языковое, коммуникативное и прикладное творчество.
В 3-м классе ребенку 9−10 лет. Каковы способности для изучения иностранного языка у детей в этом возрасте и учитывает ли разработанный учебник этот запрос?
В младшей школе дети необычайно чувствительны к овладению любыми новыми компетенциями, и речевая иноязычная компетенция не исключение.
Дети готовы к новому, они готовы к тому, чтобы представить себя в необычных и нереальных условиях. Например, они могут поиграть в иностранцев и представить, что находятся в Германии. Сила воображения помогает быстро усваивать основные базовые коммуникативные навыки и постепенно развивать их.
Я бы посоветовала педагогам не пренебрегать возможностью свободного говорения, возможностью разыгрывать различные сценки. Не надо сильно зацикливаться на абсолютной грамматической правильности или лексической достоверности высказывания. Главное, чтобы дети почувствовали себя внутри языка, внутри языковой атмосферы, поняли, что они изучают новый способ описания мира.
Разработка УМК для школ — непростой процесс, и состоит он из нескольких этапов. Не могли бы Вы рассказать подробнее о прохождении экспертизы учебника?
Процесс экспертизы учебника был разумным и хорошо организованным. Здорово, когда учебник оценивают действующие учителя. Они имеют возможность апробировать фрагменты учебника у себя в классе с детьми и вынести взвешенный и конструктивный вердикт авторам, работникам издательства. Это станет основой для повышения качества учебника.
Известно, что учебник — это модель учебного процесса, и её конструирует педагог, прежде всего исходя из научных, достоверных и обоснованных подходов к изучению иностранного языка.
Однако не всегда есть возможность апробировать какие-то фрагменты учебника непосредственно в классе, поэтому экспертиза — это прекрасная возможность довести учебник до высокого уровня и высокого качества.
Во время разработки УМК для Казахстана специалисты наверняка учитывали местные особенности, культуру. В процессе не возникали сложности в связи с этим? Если да, как вы их решали?
Республика Казахстан — страна с богатым культурным наследием. У нас возникали некоторые сложности при написании учебно-методического комплекса, но благодаря грамотной обратной связи от компании EDU Stream нам оперативно удалось понять особенности культуры, истории и обычаев народа.
Мы старались избегать стереотипов и максимально бережно и с уважением отнестись к культурным особенностям, традициям, а также известным личностям, которые представляют культурное наследие Казахстана. Культурные аспекты, отраженные в учебнике, способствуют сохранению самобытности казахского народа в современном мире. Мы надеемся, что нам удалось правильно передать эти тонкости для подрастающего поколения.
В России свои стандарты по изготовлению учебников для школ. Насколько отличаются стандарты по разработке УМК Казахстана и России?
Стандарты создания учебников в России и в Казахстане похожи. Думаю, это связано с тем, что наши образовательные системы имеют общие корни. Эти стандарты высоки и соответствуют международным.
Команда профессионалов EDU Stream обеспечила высокий уровень поддержки на каждом этапе: от идеи до готового продукта. Регулярная и чёткая коммуникация помогала легко решать возникающие вопросы и существенно улучшила качество наших УМК. Мы с нетерпением будем ждать наших новых совместных проектов.
Спасибо!
Успехов вашему издательству