Выбрать свой курс

Как создаются базовые учебники в Казахстане?

16 января 2019
0 4994

Как создаются базовые учебники в Казахстане?

16 января 2019

Интервью с Натальей Мухамеджановой, директором центра «EduStream», который совместно с британским издательством «ExpressPublishing» выпускает учебники по обновленной программе в Казахстане.

Интервью с Натальей Мухамеджановой, директором центра «EduStream», который совместно с британским издательством «ExpressPublishing» выпускает учебники по обновленной программе в Казахстане.

Сегодня новые учебники по английскому языку и предметам, которые будут преподаваться на языке BBC, не критиковал только ленивый. И размер не тот и цвет, и фотографии, и ошибки с лупой ищут. Неприятие — это нормальная практика для всех реформ, тем более тех, которые касаются наших детей. Главное для ее разработчиков сейчас диалог и разъяснения. Собрала самые популярные вопросы и задала их Наталье Мухамеджановой, директору центра «EduStream», который совместно с британским издательством «ExpressPublishing» выпускает учебники по обновленной программе в Казахстане.

— Ваше издательство постоянно под огнем критики, поэтому начнем с самого главного, почему конкурс по разработке базовых учебников для наших школ выиграли именно вы?

— Сразу скажу, что информация о программе, конкурсе, учебниках, «Дорожной карте», к которым имеет отношение Министерство образования и науки, открыта. Сегодня скрыть информацию просто невозможно, да и не нужно этого делать, люди сразу чувствуют подвох. Поэтому любой желающий, будь то физическое или юридическое лицо, имеет право подать заявку на разработку и написание учебника.

Сам процесс достаточно длительный, длится от года, подается тематический план с наименованием учебника, его названием, объемом и авторским коллективов. Если план принимают, то в определенные опять же министерством сроки сдается учебник на экспертизу, обычно это происходит в конце июня. Для начала работы формируется авторский коллектив, в который как правило входят ученые, методисты, учителя-практики. Далее авторский коллектив работает над учебником по программе, утвержденной МОН РК, она также доступна на их сайте и является основным инструментом для издательства. Так что адаптировать чужие учебники, как некоторые предполагают, невозможно, потому что обновленная программа в Казахстане уникальна, разработана Национальной академией образования в соответствии с международными стандартами.

Когда учебник разработан его отдают редакторам, и этот процесс тоже длится в несколько этапов: сначала штатные редакторы издательства исправляют ошибки, затем независимые, которые знают английский, казахский и русский языки, все они вносят свои правки. После этой все еще внутренней работы, готовый макет учебника попадает в центр «Учебник» при министерстве образования и науки для проведения уже их экспертизы. Все это оформляется через ЦОН с необходимым перечнем документов. Внешних экспертиз тоже несколько, и по всем результатам мы вносим новые правки, параллельно учебник выносится на сайт министерства для обсуждения среди общественности, любой казахстанец — будь то учитель, родитель и просто неравнодушный человек может высказать свои замечания. Сегодня по тем учебникам, которые мы сейчас отрабатываем с июля 2018, мы получили более 10 тысяч сообщений, на которые мы обязаны реагировать. Лишь после того, как мы внесем все замечания первой экспертизы, нас только допустят или нет к апробации, она проводится в 30-ти пилотных школах. Их выбор, а это самые разные учебные заведения — гимназии, сельские малокомплектные школы, лицеи, интернаты, осуществляет Академия образования, в нашу задачу входит связь с ними и обеспечение их учебниками и пособиями.

Процесс апробации длится с сентября по май и тоже в тесном контакте с нами. Параллельно с этим по «Дорожной карте» мы ездим по всему Казахстану для встречи с педагогами, где выслушиваем мнения учителей, общественности, рассказываем, как работать с нашим комплексом. В декабре передаем исправленные учебники в МОН РК для прохождения экспертизы предметной комиссии, а потом еще раз работаем со всеми их рекомендациями. В январе сдаем с исправлениями учебник для проведения еще одной экспертизы, снова устраним все замечания и в феврале попадаем на суд республиканской комиссии, которая в итоге и принимает окончательно решение о рекомендации учебника как базового. На сегодняшний день мы получили рекомендации по результатам апробации, первой экспертной комиссии и общественную оценку, проработали по Дорожной карте, к 16 января мы должны представить в МОН на повторную экспертизу учебники для 4-го, 9-го и 10-го классов. Параллельно работаем над учебниками 11-го класса и предшколы.

— Действительно, длинный путь…

— Почему выиграли конкурс именно мы? Наверное, потому что больше всех соответствовали программам обновленного содержания, методическим критериям. Мы имели опыт, работали еще с прежним министром по адаптации учебников Кембриджа, тогда программа была проще, не нужно было писать уникальный комплекс. Когда объявили об обновленной программе, мы решили принять участие в конкурсе новых учебников. Если честно, планировали попасть лишь в перечень министерства, потому что была жесткая конкуренция, свои учебники представили 11 издательств, но приняли наши книги, что стало для нас большой радостью и оценкой нашего труда.

Но в отличие от других участников конкурса мы предложили не просто учебник, а целый учебно-методический комплекс, который позволяет учителю не привязываться только к книге, а отрабатывать навыки 21 века — по рабочим тетрадям, дискам, интерактивным доскам, флеш-картам, презентациям, видео-роликам, методичкам, дискам. Учебники должны меняться, они не только информационные данные, а учитель больше не их передатчик, он организатор учебного процесса, значит должен уметь работать со всеми современными наработками, чтобы выстроить максимально эффективный урок. Чтобы ребенок все усвоил, мы создали и электронный учебник для работы дома, чтобы дети вне школы могли закреплять урок, ведь темпы усваивания материала у всех разные.

— Родители писали, что не все могут работать с этими дисками, кто-то не открыл их, кто-то жалуется на отсутствие интернета.

— Электронные диски выдаются бесплатно, к ним есть подробная инструкция, работают они без интернета, скачиваются один раз. Всегда можно получить информацию по тому, как ими пользоваться в школах, у нас, в министерстве, в наших представительствах.

— Критиковали вас за практические тетрадки, в которых первоклашки должны рисовать. А как потом смогут пользоваться этой уже разрисованной книжкой следующие классы?

— Ребенок в начальной школе должен развивать моторику, он не может сидеть больше 20 минут, ему нужно что-то делать, двигаться, ходить, рисовать, лепить, раскрашивать, потому что иначе он не усвоит цвет, форму, если не нарисует все сам. Рабочие тетради, где практически работают школьники, министерство закупает ежегодно, как контурные карты, так что не нужно беспокоиться о том, что в них нельзя рисовать. В учебниках тоже есть элементы, которые дети вписывают черно-белым карандашом, но его можно потом стереть резинкой.

— Почему учебник назван именно «Smiles», это опять же вопрос от общественности?

— Герой учебника «смайлик», он появляется на каждой странице, участвует в мультфильмах, рисунках, является оценкой в первых классах, потому мы и назвали учебник «Smiles». Нас упрекали в том, почему учебник называется не «Englishbook», хотя я как специалист не знаю такого слова в английском языке. Во всем мире есть «Englishlanguage», а «Englishbook» это советский неправильный термин, иностранцы его не знают, и мы не можем его вводить, дисциплина называется «Englishlanguage», она утверждена в типовой программе.

— Кто является авторами учебников?

— Изначально авторский коллектив был другим, возглавляла его величайший ученый в области английского языка Вирджиния Эванс, почти все учителя знают ее. К сожалению, в 2016 году она скоропостижно скончалась, теперь возглавляет коллектив Джени Дули, она профессор, помимо этого проводит исследования по влиянию учебного процесса на работу мозга, соединяет практику и науку. Боб Оби, тренер, профессор Кембриджского университета, работает в департаменте английского языка, он разработчик уровневых программ ESOL от А1 до C2, так и построена наша программа, дети начинают с уровня А1 и концу 11-го класса должны достигнуть В2+. Так учатся все школы мира. Он кстати обучал учителей Назарбаев Интеллектуальных Школ, с Казахстаном проработал более 11 лет, так что о нашей программе, учителях, учениках знает не понаслышке. В авторский коллектив вхожу и я, проработала в школе более 20-ти лет, прошла все уровни от начальной школы до вузов. Есть другие авторы, редакторы, дизайнеры, методисты казахстанские и зарубежные, носители языка, все они вносят свои рекомендации. Над одним учебником работают не меньше 50-ти человек.

— Кто входит в состав учредителей вашего партнера британского издательства «ExpressPublishing»?

— Состав учредителей нашего издательства даже мы не знаем, хотя являемся их официальными представителями с 2014 года. Мы знаем авторский коллектив, издательство, его заслуги, работаем с авторами, редакторами, и они нас вполне устраивают, как и 90 компаний по всему миру, в том числе 26 министерств образования, ведь это важнее. Я точно знаю, что наш головной офис зарегистрирован в Великобритании, которая не является оффшорной зоной, как писали нам в комментариях, сейчас век интернета и все в открытом доступе можно проверить. Региональный конкретно наш офис, который курирует Восточную Европу, находится в Афинах, такая практика размещения филиалов у всех крупных компаний для удобных коммуникаций.

— Кто занимается дизайном учебника?

— У нас работает группа дизайнеров, в которую входят и психологи, именно они подбирают цвет и размеры учебника. Для начальной школы, например, страницы разделили на четыре части, разворот — это урок, потому что ребенок не должен листать. Так что утверждать, что у нас не стандартные рисунки — это не верно, мы оформляем учебник так, чтобы ребенок освоил материал, не должен быть в пособиях один сплошной текст, его обязательно надо чередовать картинками и фотографиями. Что касается фотографий, кому- то не нравились и они, давайте вспомним английскую пословицу Thebeautyisbutskindeep (Красота обманчива). Если бы мой ребенок сказал, что в классе кто-то не красив или в учебнике, я бы объяснила, что каждый человек красив по своему, нам нужно воспитывать прежде всего члена общества, в котором живут разные люди. Сейчас у нас много говорится об инклюзивном образовании, то есть завтра в обычных классах будут сидеть дети с ограниченными возможностями, и что мы будем тыкать в них пальцами? Все-таки родители должны воспитывать терпимость в своих сыновьях и дочерях, потому что по внешности о человеке не судят и уж тем более не по национальности. А ведь были вопросы, почему в книгах уйгуры, казахи, европейцы, при этом наш президент все время говорит о том, что Казахстан — страна многонациональна, мы толерантны, дружны. В таком случае, к чему эти вопросы?

Всех детей снимали профессиональные фотографы, потом их снимки отбирали такие же профессиональные дизайнеры, приходили на фотосессию они с разрешениями от родителей. Были замечания и по поводу того, что вместо фотографий должны быть картинки, но мы же работаем по международным стандартам, которые давно уже предлагают использовать живые фотографии, иначе мы не сможем отличить, например, растения или животного в жизни и на рисунке в учебнике.

— Где вы печатаете учебники?

— В Казахстане, причем мы привлекаем разные типографии, учебников ведь много. Кстати, перед печатью учебники проходятеще одну вычитку у группы учителей-практиков и это длится еще месяц, только после этого макет подписывает комиссия.

— Расскажите, что за конкурс среди учителей вы проводите и для чего возите их в Афины, не проще ли встречаться с иностранными соавторами у нас?

— Идея этого конкурса родилась потому, что при работе с учителями, мы узнали, что они не могут писать план по новой программе, и решили пойти не путем критики, а мотивации, объявили для них конкурс на лучший урок. Он состоит из трех этапов, сначала участники присылают заявку и эссе, затем пишут план урока, потом высылают его видео-фрагмент, и таким образом параллельно они не только выстраивают программы и планы, но учатся их презентовать. В итоге жюри отбирает 10 победителей, в качестве награды мы вывозим их в наш региональный Афинский офис, для встречи с авторами и редакторами, чтобы они могли вживую общаться, смотреть, как работает издательство, типография, дизайнеры. Привозить всю группу из зарубежного издательства сюда сложно, этих людей очень много, лучше победителей туда отправлять. Учителя английского должны видеть мир, ведь некоторые из них даже не летали на самолете, не имели загранпаспорта, разве лучшие учителя не заслуживают такую мотивацию? И самое главное после командировки в наш региональный офис они возвращаются наполненные знаниями, которыми делятся со своими коллегами. В 2016 на конкурсе было не много участников, а сегодня уже подали более 700 заявок, значит мотивация работает.

— Мне кажется, ранее никто из издателей так подробно не отвечал на все вопросы, я лично про учебники пишу с 1997 года, так что могу говорить об этом уверенно. Как вы относитесь к критике?

— Все издательства сталкиваются с критикой, но в нашем случае есть еще и неприятие обновленной программы, которую принимали не мы, а министерство образования. Но по нашему опыту, а мы работали и при предыдущих министрах, она более эффективная чем прежняя. В целом критика — это нормальный процесс, если она конструктивная, конечно, а не на уровне, нравится не нравится, девочка в учебнике красивая, не красивая и чья она родственница. Она ученица 12-ой школы, так получилось, что стала лицом учебника, Аленка тоже когда-то стала лицом сладкого бренда, обычно такой выбор происходит спонтанно.

Критика не приятна, сказать, что мы ей рады — это лукавство. Мы стараемся на нее спокойно реагировать, за критику адекватную, с четким указанием ошибок, мы благодарны, но, когда используют недостоверную информацию, это мешает работе. Но одолевает дорогу только идущий, и даже такая критика приводит нас к новым знакомствам, проектам, результатам, так что я лично благодарна всем нашим оппонентам. Нас тоже много чего может не устраивать, приходится ломать голову, чтобы подстроиться к той же программе, донести ее идею до учителей и детей, сделать понятной. Всегда проще ругать, но наша ведь задача не в этом, мы должны идти нога в ногу с Правительством, с министерством образования, разрабатывать максимально эффективные учебники, учить наших детей, давать им знания. Сегодня мы работаем над учебниками для 4-го, 9-го классов, начали разрабатывать книги для одиннадцатиклассников и дошколят, так что будем работать.

0 4994

Комментарии

Возможно, вам будет интересно

Edustream выходит в мир!

Специалисты компании «Edustream» в качестве спикеров приняли участие в региональной школе на …

Читать далее
0
719
Профессор Боб Оби: Уровень английского в Казахстане на высоком уровне, а учителя — ищущие и желающие учиться

Завершилась серия мастер-классов автора многочисленных учебников по английскому языку, тренера Кембриджского университета, …

Читать далее
0
784
Женщины для женщин: Как Edustream помог мамам с особенными детьми начать свой бизнес

Edustream помогает мамам с особенными детьми Наша компания в рамках проекта «Женщины …

Читать далее
0
724
Английский и настольные игры.

Выучить, вызубрить — старая школа. Мы в Edustream за современный подход. Дети …

Читать далее
0
984
Английский против альцгеймера

Как отсрочить слабоумие с помощью английского языка? Эффективен ли способ борьбы с …

Читать далее
0
952
Академический директор «Express Publishing» Джордж Коколас выступил на семинарах в Казахстане

С целью совершенствования педагогического мастерства учителей английского языка по использованию различных методик, …

Читать далее
0
1148
Компания Edustream подарила учебники школам г. Караганда и Карагандинской области

В целях обеспечения учебно-методическими материалами учителей г. Караганды и области компанией Edustream …

Читать далее
0
1152
;